Авторское эссе на тему: "О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух"

…Вы знаете,

Мне по–прежнему верится,

Что, если останется жить земля, -

Высшим достоинством Человечества

Станут когда-нибудь учителя!

Не на словах, а по вещей традиции,

Которая завтрашней жизни под стать,

Учителем надо будет родиться.

И только после этого стать!

Роберт Рождественский

     В детстве  о профессии учителя я не мечтала. Я знала, насколько нелегок учительский труд – мама была учительницей.  Сколько ночей она провела над проверкой тетрадей, над проблемами своих учеников! Иногда даже нас с братом обделяла своим вниманием.

    Позже я узнала, что и бабушка была преподавателем истории в арт. училище. А ее отец, мой прадед был не просто учителем, а «Учителем с большой буквы, для «выборжан», который оставляет решительный след на всю жизнь». Так  о нем писали ученики.

         После событий 1905 года он покинул гимназию Таганцевой. На прощание одна из учениц посвятила ему стихи:

«Вы научили нас пред бурей и грозой,

Пред вражеским мечом главы не преклонять,

Всегда идти вперед тяжелою тропой

И убеждения за плату не менять.

В кровавый год восстаний и волнений

Вы показали нам живой пример борца,

За вольность Родины, за вольность убеждений

Готового  стоять отважно до конца…»

    А уже в 1906 году он создал свою школу. Собирая вокруг себя учителей будущей школы, Петр Андреевич Герман знал, что они будут руководствоваться заветом великого мыслителя и педагога Яна Амоса Каменского «Сперва любить – потом учить».

Может эти слова стали решающими в выборе моей профессии. А смогу ли и я стать таким учителем…

Поступая в педагогический институт, я писала в сочинении «Какой я вижу себя через 20 лет», такие слова:

Все дети Отчизны любимой моей,

Я жизнь вам отдам до последних дней.

Я знанья вам дам, научу вас читать,

Любить научу и во всем побеждать.

Хочу вас увидеть большими – большими,

Чтоб руки небесные дали открыли.

Чтоб мир на земле вы смогли отстоять.

И к самым далеким звездам летать!

Немного по-детски пафосно, но искренне…

     Закончив педагогический институт им. А.С.Пушкина, я с радостью пришла работать в свою же школу. Я - учитель начальных классов! Училась я всегда легко, но учить оказалось намного сложнее. Скоро я сделала одно из первых своих открытий: мало иметь багаж знаний и разбираться в методике - учительница должна быть и психологом, и воспитателем, и мамой для каждого из учеников. Ведь ребенок, пришедший в класс, - это индивидуальность с сердцем, умом, душой. Как найти необходимые слова? Как вовремя открыть объятия? Как разглядеть те задатки, которые превращаются в таланты? Как не обидеть? Эти открытия я смогу сделать только здесь - в школе, в классе - в ежедневной кропотливой работе. В процессе этой деятельности, наблюдая за результатами своей работы, за эмоциями детей, я сделала для себя открытие: моя профессия - самая лучшая для меня и любимая!

    Обучая, учитель учится и сам. Как трудно давались первые уроки! Как сложно было подобрать нужные слова! Сколько времени приходилось готовиться к завтрашнему новому уроку! Только любовь к детям помогла преодолеть первые самые трудные шаги в мире учительского дела.

    Они приходят в первый класс такими смешными несмышленышами…  Но внимания к себе требуют большого. Каждый  урок должен быть занимательным. Как мама держит за руку ребенка, когда он делает первые шаги, так и я должна провести его дорогой открытий.

С первого же класса начинаю вовлекать своих учащихся в мини-исследования.

Если хочешь научить меня чему-то,

Позволь мне идти медленно…

Дай мне приглядеться…,

Потрогать…

И подержать в руках,

Послушать…,

Понюхать…

И, может быть,

попробовать на вкус…

О, сколько всего я смогу найти самостоятельно!

    Готовясь к одной из конференций на тему «Работа с одаренными детьми», я сделала очередное свое открытие: «Неталантливых детей нет!» В каждом ребенке скрыт неизвестный нам потенциал, который  должен обязательно реализоваться. И моя задача - очень осторожно и бережно помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, дать ребенку почувствовать, что он любим.

    Как же приятно каждый день с учениками делать открытия, сочинять рассказы, решать задачи, изучать окружающий мир! Но еще интереснее делать все это, используя новые методы обучения, которые сейчас активно внедряются в учебный процесс. Теперь легко и просто с помощью презентаций, интерактивных досок, электронных учебников разбирать новый материал. Появилась возможность, используя Интернет, работать с личным сайтом, обмениваться опытом с учителями всей страны, публиковать свои разработки, тесты, дистанционно общаться и учиться.

    Я не могу сказать, что я не устаю от работы. Быть учителем - гигантский труд. Но если меня лишить этого труда – я потеряю интерес к жизни. Значит, не только я нужна ученикам в качестве  источника знаний, но и, в большей мере, они мне в качестве  источник молодости, энергии. Вот она: взаимообратная связь «учитель – ученик», без которой невозможна жизнь, ведь всё самое важное у человека начинается со школьной парты.